Крым «Made in China»

01.02.2014 23:59
17 января 2014 года   Сергей Златов
 
Под шум Майдана украинцы продали Китаю западное побережье Тавриды
 
Революционная зима Киева имеет свое парадоксальное закулисье. Нелепый разгон студентов, баррикады на Крещатике, захват мэрии, осада правительственного квартала – два месяца сплошных «веселых картинок» украинской столицы буквально затмили грядущую катастрофу Крыма.
 
Трудно сказать, случайное это совпадение, или скандальный Майдан явился миру целенаправленно и сознательно, чтобы отвлечь внимание от событий в южном подбрюшьи бывшего СССР? Однако очень скоро на крымских берегах появится сила, способная играючи смять традиционные этносы славян и татар.
 
Пекинская грамота
 
Когда толпы вооруженных бандеровцев штурмовали администрацию президента – сам Янукович был почетным гостем украинско-китайского бизнес-форума в Пекине. Главной фишкой мероприятия стал меморандум о строительстве глубоководного мега-порта в Крыму, подписанный украинской компанией «Киевгидроинвест» и китайской компанией BICIM.
 
По сути, в Пекине под присмотром Виктора Федоровича подписали смертный приговор курортам западного побережья Крыма. Наверное, потому украинские власти отказались комментировать проект. На президентском портале о меморандуме сказано одной фразой, больше никакой информации.
 
Зато некоторыми подробностями поделился гендиректор «Киевгидроинвеста» Алексей Мазюк. Крымчане называют его «песочный олигарх» - компании пана Мазюка безжалостно вычерпывают песчаное дно от Фиолента до Евпатории.
 
Итак, неподалеку от бальнеологического курорта Саки китайские инвесторы собрались выкопать гигантский порт. Акватория глубиной до 25 метров будет вырыта прямо по суше, вклинившись далеко в крымскую степь.
 
Искусственная гавань рассчитана на прием океанских судов с максимальной осадкой. Кроме того, для прохода кораблей необходимо строительство морского канала протяженностью 9 км.
 
На берегу появится цепь грузовых терминалов и главный объект - зернохранилище на 20 млн. тонн. Работы начнутся уже в нынешнем году. Первую очередь проекта стоимостью в $3 млрд. планируют завершить через 4-5 лет.
 
По официальной версии, порт будет специализироваться не только на зерне – якобы, через него пойдет продукция припортовых заводов по производству машин и оборудования. Но таких заводов нет, и они вряд ли появятся. Зато Поднебесная будет вывозить пшеницу и кукурузу для своих нужд, превратив Крым и южные области Украины в свою сырьевую базу. Точнее говоря, в собственную продовольственную колонию.
 
Прощай, Евпатория!..
 
- Порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам обещана долгосрочная аренда около 160 тыс. гектар земли для производства пшеницы и кукурузы, – подчеркивает известный крымский политолог Сергей Киселев. - «Арендаторы» уже объявили, что с этой площади планируют собирать 8 млн. тонн. Кто не знает, тому сообщу - в самые благоприятные годы во всём Крыму собирали едва больше 2 млн. тонн. Новые урожаи станут возможны не только потому, что китайцы обещали применять капельное орошение. Прежде всего, они будут вносить в почву чудовищные дозы минеральных удобрений, как делают на всех арендованных землях. В конечном счёте, это приведёт к полному истощению почвы, изменению химизма среды, загрязнению подземных вод и т.д. Колониальный зерновой порт убьет наши курорты…
 
- Для сравнения - на бывшей советской базе ВМФ «Донузлав» прорыт канал 12-метровой глубины. Его постоянно чистят от песка, который «вытягивается» из моря и скапливается там миллионами тонн. Канал глубиной 25 метров гарантированно затянет песок со всего западного побережья. Прежде всего, пострадает знаменитая Евпатория, о золотых пляжах которой останется одно воспоминание, - считает замдиректора филиала Института стран СНГ Олег Родивилов.
 
Еще совсем недавно власти громогласно объявляли о намерении создать между Саками и Евпаторией «Украинскую Анталию». Обещали масштаб рекреационного региона, сравнимый с олимпийским Сочи. «Думаю, что эту идею можно перечеркнуть, - комментирует сегодняшнюю ситуацию О.Родивилов. - Я уже не говорю о воздухе - при перевалке 140 миллионов тонн груза, даже если с каждого контейнера упадет по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?! Кроме того, запланировано строительство нескольких новых железнодорожных веток - от Сак на Симферополь и Джанкой вагоны пойдут сплошным потоком».
 
Резко против строительства китайцами большого порта и зернохранилищ выступили крымские ученые-экологи. Любые дноуглубительные работы неизбежно приведут к окончательному размыву и исчезновению песчаных пляжей Каламитского залива и всего Западного Крыма. Здешние берега уже гибнут из-за добычи песка на озере Донузлав.
 
С открытым обращением к премьер-министру АРК Анатолию Могилеву выступили руководитель ассоциации «Экология и Мир», профессор Виктор Тарасенко и ряд его коллег.
 
«Ни инвестор, ни разработчик проекта не имеют опыта возведения крупных портовых объектов. Об отсутствии такого опыта свидетельствует выбор территории под строительство уникального по своим масштабам портового комплекса», - говорится в обращении.
 
Опасения экологов косвенным образом подтвердил сам премьер Могилев. «Компания, с которой идут переговоры о строительстве глубоководного порта, в настоящий момент занята строительством канала, параллельного Панамскому»,– рассказал он на декабрьском заседании Совмина автономии.
 
Инвестор строительство канала между Атлантикой и Тихим океаном - китайский телекоммуникационный магнат Ван Цзин. Опыта возведения портовых объектов г-н Цзин, действительно, не имеет. А «Панамский канал-2» пройдет через уникальное озеро Никарагуа – и мировая экологическая общественность убеждена в скорой гибели крупнейшего пресного водоема Латинской Америки.
 
Под занавес 2013 года на заседании крымского правительства вице-премьер автономии Рустам Темиргалиев подтвердил, что в ходе визита украинской делегации в Пекин был подписан еще один меморандум «О привлечении китайских инвестиций в агропромышленный комплекс Крыма». То есть, можно не сомневаться, что основное предназначение мега-порта - вывоз из Украины зерна и сельхозпродукции в Китай: «В свою очередь китайцы через Крым будут поставлять продукцию своих машиностроительных компаний на рынки Восточной Европы».
 
Кто посеет, кто пожнет
 
Совместно с планами строительства глубоководной гавани в Сакском районе китайцам отдают Камышовую бухту и рыбный порт Севастополя. В беседе с агентством «Новый Регион» политолог Андрей Никифоров пытается понять истинные резоны китайской стороны на нашей земле:
 
- Для того, чтобы поток грузов дотянуть в крымские порты из Китая, нужно не только проделать трансконтинентальный морской путь, но и протащить через «игольное ушко» Босфора и Дарданелл, а потом, сделав круг, довезти в Европу. Поэтому организация такой мощной перевалочной базы была бы разумнее на Средиземноморье. Кроме того, у соглашения есть и другие мотивы, которые вовсе не обязаны совпадать с декларируемыми целями. Проекты такого масштаба носят не только экономический характер».
 
В обмен на продовольствие Китайская национальная корпорация по зарубежному сотрудничеству обещает восстановить системы искусственной мелиорации на пахотных землях. Эти поля формально останутся госсобственностью, но будут использованы под выращивание кукурузы и пшеницы для нужд китайского народа.
 
Крымский вице-премьер Темиргалиев убеждает – мол, «китайские партнеры согласились с двумя нашими принципиальными условиями – земля в собственности государства Украина и местная рабочая сила». Крымчанам сулят новые рабочие места.
 
Но кто реально займет эти места? На самом деле, даже при нынешних минимальных объемах аграрного производства работать на селе сегодня некому. Таврическим хлеборобам хватает сил засеять пшеничные поля. А на уборочную в порту Евпатории разгружаются турки – со своими комбайнами и комбайнерами.
 
Мало кто сомневается: получив землю, китайцы сами ее заселят и обработают. Номинальная «собственность государства Украина» ни в коем случае не помешает посланцам Поднебесной навсегда сделать эту южную степь своей второй родиной. И у кого хватит сил отправить их домой?
 
Высосанная до остатка Таврида способна дать китайцам лишь треть от запланированного вывоза зерна. Остальное возьмут на трех миллионах гектаров в Днепропетровской, Херсонской и Кировоградской областях.
 
Это десятая часть всех украинских угодий. Минимальный срок аренды 50 лет. Далее до бесконечности. Так, соглашение на первые 100 тысяч гектар Днепропетровщины подписал Синьцзянский производственно-строительный корпус. Специально оговорено, что на арендованных участках будут трудиться китайские бригады. Общая численность работников корпуса составляет больше 2.5 млн. человек, а сформирован он Народно-освободительной армией Китая.
 
Похоже, те же самые «спецы по капельному орошению» собрались освоить Крым. Зерновой мега-порт – только начало. Возвращение крымских татар, неоднозначно воспринятое славянским населением, может показаться смешной игрушкой по сравнению с новым потоком трудолюбивых переселенцев.