Краткая биография Анны Герман

19.09.2019 11:49

18 июля 1979 года в польском журнале «Дружба» было опубликовано интервью с Анной Герман под заголовком «Моя вторая родина – Узбекистан». Интервью начинается словами Анны: «Узбекистан – это моя вторая родина. Именно там я родилась. Узбекистан – это моё детство, там я училась говорить по-русски, петь русские песни…»

Анна Герман бывала с гастролями в Узбекистане не один раз. В маршрут ее гастролей входили: Ташкент и Самарканд. А вот в городе Ургенче она так и не побывала, хотя мечтала посмотреть на город, где она родилась.

Скоро в Польше выйдет в свет книга «Анна Герман. Человеческая судьба. Воспоминания матери». Вот что вспоминает Ирма Бернер (Мартенс) об истории своей семьи, о судьбе своей дочери и как это связано с Узбекистаном:

«В 1934 году мы из Цебрикова (под Одессой) перебрались в лежащую у восточных рубежей Узбекистана Фергану, где служил в армии мой брат Вильмар. Я получила работу в школе рабочего поселка, расположенного неподалеку от местности Чимион, где были нефтяные промыслы. Судьба распорядилась так, что на этих нефтяных промыслах работал мой будущий муж Ойген Герман.

…Наше счастье и желанный покой не продлились долго. Мы подались в Ургенч, расположенный в северо-западной части Узбекистана, забрав и мать с сестрой. В Ургенче после армии жил мой брат Вильмар – он работал зоотехником…

…В день 14 февраля 1936 года родилась наша доченька. Мы дали ей имена Анна-Виктория. Следующие полтора года текли достаточно спокойно. Я, проработав три года, получила звание учителя средней школы. Наступило жаркое лето 1937 года. Анечка заболела. Она буквально таяла на глазах. Мы всей семьей выехали в Ташкент к доктору. Диагноз: паратиф. Я решила остаться с дочкой, матерью и сестрой в Ташкенте. Мы наняли жилье в старой части города, у узбека. Когда хозяин увидел Анечку, он сказал: «Это паратиф, я сейчас принесу лекарство»… Очень скоро дочка начала возвращаться к жизни. Муж и брат тем временем уехали в Ургенч, чтобы, устроив неотложные дела, вернуться к нам. Мы все решили осесть в Ташкенте – город этот был ухоженным, там был прекрасный и большой парк Пушкина, в котором, как в Лондонском Гайд-парке, стояли трибуны. Узбеки, одетые в яркие шелковые халаты, искусно вышитые тюбетейки, пели с них любовные песни… Возле губ они держали фарфоровую тарелку, обращали ее в разные стороны, а отраженный от нее голос звучал необыкновенно – вибрировал и достигал слушателей с разных сторон, а временами смолкал вовсе.

Уже в августе 1937 года я начала работать учителем немецкого языка в средней школе имени Чапаева. Мама заботилась об Ане. Мы с нетерпением ждали приезда Ойгена и Вильмара. Увы – 25 сентября 1937 года муж и брат на волне общих репрессий были арестованы…
Настал день 28 февраля 1938 года. Опоздавшая карета «Скорой помощи» везла меня в больницу. Пришлось ей остановиться, ибо уже начались роды. Там я и родила здорового и большого сына. Назвали его Фридрих – в честь свёкра. Потом я шутила, что, когда сын пойдет в армию, то напишет в биографии: «Родился в Ташкенте на улице»…

…Весной 1940 года мы решили, что мама с Фридрихом и Аней вернутся в Ташкент (в этот момент семья находилась в Осинниках Новосибирской области, куда Ирма поехала искать мужа и брата – прим.). Я с сестрой оставалась в Осинниках до конца учебного года. В Ташкенте дети заболели скарлатиной и попали в больницу. Неожиданно я получила телеграмму: «Срочно приезжай, дети больны». Я тут же выехала к матери, оставив в Осинниках сестру – в то время ученицу. Добралась я до Ташкента за пять дней, но опоздала. Когда вошла домой, увидела только Анечку. Мать с плачем воскликнула: «Сыночек не живой!»… Фридрих умер в больнице в мае 1940 года, в день, когда его должны были выписать из больницы вместе с Аней. Мама как раз принесла одежду, и, когда вошла в палату, Фридрих был уже мертв. Похоронить его она должна была немедля. Наняла узбека, который на ослике, запряженном в возок, отвез гроб на кладбище…

В Осинники я больше не вернулась. Нашла работу снова в школе имени Чапаева (школа №42). Неожиданно вечерний Педагогический институт пригласил меня провести занятия по лексике, фонетике и грамматике немецкого языка… С сентября 1940 года я начала работать в институте, ректором которого был Доос.

Через некоторое время меня пригласили преподавать немецкий в Ташкентский университет. Я начала готовиться в аспирантуру и учить английский. Мы спокойно чувствовали себя в нанятой у доброжелательных улыбчивых узбеков квартире. Вокруг господствовал порядок, и все было, или казалось, длинным – дом, двор, вся усадьба. Хождение улицей, по обеим сторонам которой тянулись дувалы, было похоже на путешествие по ущелью…
Когда Ане минул пятый годик, мы с ней пошли в магазин с игрушками. Доченька от радости целовала мне руки и выбрала только одну игрушку.
В этом мнимом спокойствии я, благодаря студенту Владиславу Краузе, была предупреждена о грозящем аресте. В январскую ночь 1942 года меня разбудил стук в дверь. Мне предъявили постановление об аннулировании нашей прописки и выселении. В этот момент Аня с мамой были в Фергане – из-за того, что не было билетов на поезд, они не могли ко мне тотчас вернуться.
Мы покинули Ташкент вместе с группой жителей. Товарными вагонами нас вывезли за Бухару, в район Рометан…»

Эти воспоминания достаточно подробно рисуют картину пребывания семьи Анны Герман в Ташкенте в период с лета 1937 года по январь 1942 года.

Сохранилась трудовая книжка Ирмы Мартенс, в которой есть все отметки о назначении ее на работу в Ташкенте. Отметок о ее сотрудничестве с ташкентским педагогическим институтом в трудовой книжке нет.
Уже будучи знаменитой певицей Анна Герман приезжала в Узбекистан и давала концерты в Ташкенте. На сегодняшний день не установлены точные даты концертов Анны Герман в Ташкенте.

 

 

 


Автор: Иван Ильичев, биограф Анны Герман (Москва), 17 июля 2013 год.